Чтение с разъяснением
НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ
2 из 7 учебно-практических фильмов по программе помощи русскоязычным детям с нарушениями чтения
Поддержано фондом
«РУССКИЙ МИР»
Поделитесь ссылкой на страницу
Видеофильм «Работа с текстом на продвинутом этапе: драматизации-инсценировки» в процессе съемки. Зарегистрируйтесь на курс, чтобы получить уведомление о публикации.
1
ЧТЕНИЕ С РАЗЪЯСНЕНИЕМ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ
2 из 7 учебно-практических фильмов по программе помощи русскоязычным детям с нарушениями чтения
Поддержано фондом «Русский мир»
Поделитесь ссылкой на страницу
Подбор текста к картинкам
Важной задачей при чтении текста является умение объединять отдельные смысловые фрагменты в связное повествование. Удобным материалом для этого являются серии картинок, составляющих единый сюжет. К каждой картинке подобран напечатанный текст, описывающий ее содержание. В качестве материала можно использовать специально созданные комплекты, как в нашем учебном видеоклипе (Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. Методическое пособие. СПб., 1999) или книги: например, Радлов Н.Э. «Рассказы в картинках» (2010), Сутеев В.Г. «Сказки и картинки» (2015) и подобные им.

Александр Николаевич
Корнев
Доктор психологических наук, профессор
Слоговые таблички
Дети с дислексией и другими нарушениями чтения очень долго не могут освоить навык слогослияния, т.е. зрительного опознания и прочтения слога целиком. Традиционные методы обучения чтению не помогают им преодолеть эту трудность. Для облегчения этой задачи разработан альтернативный метод. Он позволяет ребенку усвоить целостный образ слога на основе непроизвольного, имплицитного запоминания (Корнев, 2003, 2018). При регулярном использовании приемов, которые иллюстрирует предлагаемый видеоклип, дети сравнительно быстро усваивают навык слогового автоматизированного чтения и переходят к освоению чтения целым словом. Цифровая версия этих упражнений входит в методику, размещенную на цифровой платформе slogy.ru.

Подробнее см.:

  • Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. 2-е изд. СПб., 2003.
  • Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Учебно-методическое пособие для психологов и логопедов. М., 2006.
  • Корнев А.Н., Авраменко А.С. Игры, занятия, инсценировки для обучения чтению детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие для психологов и логопедов. СПб., 2009.
  • Корнев А.Н., Авраменко А.С. Обучение чтению дошкольников полуглобальным методом. Методическое пособие. Часть 2. СПб., 2013.


Александр Николаевич
Корнев
Доктор психологических наук, профессор
Чтение фраз
При освоении ребенком навыка чтения важно с первых его шагов обращать внимание на смысловую сторону написанного. Даже тогда, когда прочитано всего одно предложение. Понимание текста ‒ это всегда результат взаимодействия прочитанных слов и словосочетаний с личной базой знаний читающего. Нередко понимание бывает приблизительным или неточным. А иногда ребенок фантазирует, додумывает то, чего вообще нет в тексте. Приемы, которые представлены в видеоклипе, помогают формировать у ребенка смысловой мониторинг при чтении, обращать внимание на слова, в которых содержится значимая информация. Важно, чтобы прочтение текста было не самоцелью, а предполагало принятие самостоятельного решения посредством рассуждения и привлечения собственных знаний. Роль взрослого ‒ быть интересным и занимательным собеседником в диалоге.

Александр Николаевич
Корнев
Доктор психологических наук, профессор
Проект реализуется частным образовательным учреждением педагогических новаций и технологий «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРЕССТО» при поддержке фонда «РУССКИЙ МИР»
Остались вопросы? Напишите нам.