1
формирование основных
ПРЕДПОСЫЛОК ЧТЕНИЯ
1 из 7 учебно-практических фильмов по программе помощи русскоязычным детям с нарушениями чтения
Поддержано фондом
«РУССКИЙ МИР»
Поделитесь ссылкой на страницу
Видеофильм «Работа с текстом на продвинутом этапе: драматизации-инсценировки» в процессе съемки. Зарегистрируйтесь на курс, чтобы получить уведомление о публикации.
1
Формирование основных предпосылок чтения
1 из 7 учебно-практических фильмов по программе помощи русскоязычным детям с нарушениями чтения
Поддержано фондом «Русский мир»
Поделитесь ссылкой на страницу
Чтение-диалог с комментированием
Процесс освоения грамоты предполагает сформированность у ребенка определенных психологических и языковых предпосылок. Кроме того, должны быть сформированы и некоторые навыки-предпосылки. Одним из таких навыков-предпосылок является способность понимать повествовательные, нарративные тексты. Чаще всего ребенок встречается с нарративами в сказках и историях. Иногда истории рассказывают ему родители по следам каких-то вместе пережитых событий: путешествия, посещения зоопарка или прогулки по парку. Тексты письменных историй в языковом отношении построены сложнее, чем устные житейские истории. Поэтому, чтобы научиться понимать письменные тексты для начала ребенку надо помочь научиться понимать письменные тексты, которые взрослый читает ему вслух. Кроме того, тексты книг нередко содержат слова, которые малопонятны или вообще не знакомы ребенку. Попутно с чтением их стоит разъяснять. Лучше делать это в игровой форме.

Александр Николаевич
Корнев
Доктор психологических наук, профессор
Осознание языка речи и формирование навыков слогового анализа
Важной частью подготовки к освоению грамоты является осознание языка и речи, как самостоятельной реальности. Чтобы научиться обозначать слова и звуки буквами ребенок должен обратить внимание на устную речь и слова, из которых она состоит. Это первая ступень к освоению навыков сегментации речи. Для того, чтобы помочь ребенку отделить слово, как наименование предмета, от самого предмета можно использовать игровые преобразования слов или ситуации сравнения слов и неслов или квазислов.

Александр Николаевич
Корнев
Доктор психологических наук, профессор
Освоение начальных навыков сегментации речи: слогового анализа
Когда дети осознают речь и слова, из которых она состоит, они готовы к следующему шагу. Они учатся делить слова на слоги ‒ минимальные произносительные единицы речи. Слог является естественной единицей порождения и распознавания речи. Это облегчает детям выделение слогов в слове, удержание в памяти всех выделенных слогов в правильном порядке и без потерь. Этот навык является второй ступенькой на пути к освоению звукового (фонематического) анализа слов. Он понадобится и чуть позже для осмысления прочитанных слов.

Александр Николаевич
Корнев
Доктор психологических наук, профессор
Освоение навыков звукового (фонематического) анализа слов

Как для письма, так и для чтения необходимо научиться соотносить звуки с буквами, понимать, что буквы ‒ это графические знаки, обозначающие звуки речи. Овладение этим навыком представляет для детей определенные трудности. Сначала проще научиться выделять гласные в ударном слоге в начале или конце слов. Когда это освоено, ребенок будет готов научиться полному звуковому анализу слов.

Александр Николаевич
Корнев
Доктор психологических наук, профессор
Проект реализуется частным образовательным учреждением педагогических новаций и технологий «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРЕССТО» при поддержке фонда «РУССКИЙ МИР»
Остались вопросы? Напишите нам.